Статьи

Нужен ли профессиональный фотограф в 21 веке?

Глава 4

Техника.

 

Вернёмся к первым фотографам – помните, как выразительны, несмотря на всё несовершенство техники, фотографии 19 века? Фотографы умели частично маскировать, частично использовать недостатки техники.  Так что же сейчас? Зачем все эти, уже почти идеальные, объективы и сверхсовременные фотокамеры?

Предположу, что для многообразия получения возможных результатов. У меня нет пока даже в мыслях  ответа на этот вопрос… честно. Три - четыре года назад был – чем круче техника, тем лучше результат должен быть. В идеале, когда супер техника - как бы ты не старался испортить фотографию, результат всегда превосходил бы ожидания (шутка, до такой стадии я не дошёл J ).

А правильной установкой к этой главе давайте возьмём следующее понимание: фотография – это не технически безукоризненно переданная картинка. Это застывшее мгновение. Избитая фраза, но в данном случае очень верно охватывающая весь смысл вопроса. Главное – это жизнь, переданная фотографией.

 

Фотоаппараты.

Рассмотрим основные параметры, которые отличаются у компакт-камер, любительских зеркальных фотоаппаратов и профессиональной техники. Всё это, конечно, перечислено в технических характеристиках линеек всех производителей. И советы по выбору фотоаппарата найти в сети проще простого. Здесь мы только разберём основные нюансы, которые действительно влияют кардинально на качество фотографии и могут ограничить возможности любительской фотосъёмки.

1. Проблемы компактных фотокамер.

а) Практически все недорогие компактные фотокамеры выдают картинку только в “jpeg”. Процессор фотокамеры обрабатывает изображение, исходя из заложенной программы, для приведения изображения к технически максимально совершенному виду. Не будем углубляться в подробности, о различиях взглядов у искусственного интеллекта и человека на изображение - об этом написано в соответствующей литературе, а вот применительно к данной статье мы не можем принять такой подход.  Это тот же режим «Авто», который только в большинстве случаев уже не подлежит исправлению.

б) У многих компактных фотокамер спуск затвора работает с задержкой. Даже имея возможность повторять и повторять свои снимки – хорошего результата будет практически не достичь, так как «поймать момент» невозможно. Вы нажимаете на кнопку, а съёмка происходит через какое-то, пусть непродолжительное, но достаточное для потери эмоции, время. Отмечу, что работая с профессиональной плёночной фотокамерой у меня иногда возникало ощущение, что затвор срабатывает уже тогда, когда у меня только начало мысли в голове промелькнуло о том, что – вот он момент, жми на кнопку!

Эти 2 проблемы сейчас уже спокойно решаются – некоторые компактные фотокамеры среднего ценового диапазона и все верхних модельных рядов могут снимать и в цифровых негативах (форматы у каждого производителя свои) и проблемы с заторможенностью у них также уже нет. А вот дальше идут те возможности, которых компактным фотокамерам не достигнуть. Это не ставит на них крест, просто в один прекрасный момент любитель может захотеть расстаться с фотокамерой данного типа.  

2. Эргономика.

Одна из сильнейших сторон профессиональных фотокамер. Мелочь, казалось бы, кнопки по-другому расположены, размер корпуса чуть другой, колёсико и дисплей маленький добавили. Но в современном мире маркетинг правит всем. Каждая модель со следующей ступенькой ценового диапазона имеет свои маленькие удобства, которых не замечаешь пока их нет, но попользовавшись – уже не можешь обойтись без них.

Суть разницы опишу несколькими предложениями. Когда я приобрёл зеркальный фотоаппарат, который в линейке идёт перед профессиональной моделью – восторгу не было предела, какими возможностями по настройке и управлению он обладает! Потом я начал замечать его технические ограничения (к вопросу эргономики это не имеет отношения) и в это время подвернулась к покупке не новая профессиональная камера предыдущего поколения. Я сомневался, потому что прогресс идёт вперёд и возможности более старых моделей уступают новым. Но когда всё-таки я поменял таким образом фотоаппараты, обнаружился один правильный факт – сам процесс фотосъёмки стал гораздо удобнее. Я перестал отвлекаться на лишнее и сосредоточился на главном – самом результате – «взять картинку». А технически лучшие показатели профессиональной камеры позволили отодвинуть в сторону все эти игры с лишними настройками.

3. Сугубо технические параметры – процессор и матрица.

а) Процессор (+ память + механизм спуска затвора). Отвечает за скорость спуска затвора, скорость серийной съёмки, скорость обработки фотографий при их конвертации в “jpeg” и скорость работы с видео. В общем то, для поставленных нами задач, все эти параметры не важны. Кроме быстродействия кнопки спуска затвора, но с этим, учитывая вышеизложенное, рассматриваемая нами техника справляется хорошо. Серийную съёмку, лично я, не приветствую, потому как это попытки на удачу. Имеет смысл только в фотографировании профессиональных спортивных выступлений, где применяются топовые фотокамеры, обладающие отдельным процессором для этой цели.

б) Матрица. Это та причина, по которой мне захотелось поменять просто хорошую зеркалку на хорошую профессиональную (при сравнении их с надетыми одинаковыми, топовыми, объективами). Не буду рассказывать про размеры матриц. Уже избито и вдобавок, там есть и минусы, и плюсы. Основные два фактора следующие.

Во-первых – динамический диапазон. Свойство хорошей матрицы передавать больше градаций между светом и тенью, выражается глубиной (трёхмерностью) фотографии и передачей воздушного пространства.

Во-вторых, чем лучше матрица (и процессор), тем меньше будет шумов. Конечно, можно убрать шумы при пост-обработке, но вместе с ними мы уберём и часть «прозрачности воздуха» из изображения.

 

Объективы.

Очень много споров и рассуждений во всемирной паутине можно найти по этим устройствам. И если при рассмотрении фотокамер мы не делали сноску на то, кто производитель и сумели избежать ненужного в этой статье сравнения, то объективы в линейке каждого брэнда имеют больше различий, чем фотокамеры. И здесь, к сожалению, мы вынуждены оставить в стороне компактные фотокамеры, потому как это их самый большой недостаток – невозможность физически реализовать качественный объектив. То есть у каждого любителя, после прохождения начального увлечения фотографией, наступит момент смены компактной фотокамеры на зеркальную.

Развивающийся сегмент беззеркальных типов камер со сменной оптикой стоит чуть в стороне. Хотя и возможно, что за ними будущее, но на данный момент, если мы прощаемся с компактом, то я пока не могу назвать существенных факторов (кроме веса и размеров), почему имеет смысл рассматривать этот вариант. Цена, на однотипные по техническим характеристикам, модели зеркалок и беззеркальных собратьев практически одна. С разнообразием объективов и их качеством не так всё гладко – то есть дорого, но не обеспечивает требуемого результата. Эргономика… ну вы сами всё поняли. Однако, каждый выбирает для себя сам. Неважно чем и как, цель нашего любителя, сделать хорошую фотографию, которая может поспорить, в техническом качестве и выразительности, с профессиональной.   

Вернёмся к объективам. Сейчас начав размышлять, я осознал, что затронул тему, на которую можно писать бесконечно. Поэтому буду краток и изложу только основные факторы.

Объективно – технические параметры и тесты. Всё есть в сети. Есть удачные модели, есть неудачные. Есть недорогие, с фиксированным фокусным расстоянием, которые по ряду параметров обходят некоторые дорогие зумы.

Есть ограничения которые накладывает фиксированный фокус (это не только то что приходится ходить ногами в поиске точки съёмки, но иногда и просто невозможность её нахождения). И есть ситуации, когда даже самый высококачественный зум не применим (по сравнению с высококачественным фиксом). Есть финансовый и не менее существенный – весовой стопор, которые просто не позволяют купить всё и на все случаи жизни.

Субъективно.

Ужасных объективов нет. Либо я с такими не сталкивался. Но даже если у объектива есть много технических недостатков и огрехов – есть и случаи, когда они во благо.

Например, виньетирование – тёмная окантовка по кругу, или нерезкие края – всё это очень эффективно использовали в старину на тех самых портретах ретушируя овалом. И сейчас этим пользуются с той же целью – привлечение внимания светом и цветом к главному объекту на фотографии. Или дисторсия – искажение прямолинейности изображения. Во многих пейзажных фотографиях, если убрать это искажение, то ухудшится восприятие перспективы.

Правда есть одно но – некоторые объективы делают эти дефекты красиво, а некоторые чисто технически. Что выбрать - это уже процесс изучения тестов и выбора конкретных моделей для себя. Ну и конечно, даже самые красивые дефекты – всё равно дефекты. И они ограничивают способы применения. Поэтому, при наличии возможности, нужно приобрести лучшее из того, что можно себе позволить.

Также бывают невзрачные объективы – которые просто «берут картинку», не привнося ничего, в том числе и в топовых линейках. Можно считать это хорошим качеством, ведь они же выполняют именно ту работу, которой от них вроде бы ждут. Но всё же, интереснее, когда объектив со своей харизмой. Ведь именно это отличает, как один из факторов или в некоторых случаях, статичную фотографию от той, которая нам чем-то понравилась и увлекла.

То есть как бы там ни было, дорогие объективы отличаются в рисунке от недорогих. Но не будем говорить, что дорого хорошо, а бюджетные модели - это недопустимо. Наоборот. Они просто разные. И через самый ужасный с технической точки зрения объектив можно получить очень интересную картинку именно за счёт этих самых несовершенств. Это прекрасная возможность оттачивать своё мастерство. Но всегда надо понимать – что этот объектив, в последствии, начнёт ограничивать ваше творчество одним видением. И со временем понадобится другой или более совершенный объектив, который позволит реализовать другие (много других) творческие задумки и подходы к фотографии.   

 

Осветительное оборудование.

Можно обойтись без него. И многие профессионалы, работающие вне студий, не пользуются даже вспышками на фотокамерах, работая только с натуральным светом и его отражениями. В помещениях этот вопрос возвращает нас к объективам, когда нехватка света компенсируется дорогущим объективом, который видит свет как человеческий глаз или почти так. Хотя и в помещении есть прекрасный источник света, который нужно использовать – окно, классика фотографии.

На улице, без ассистента, тяжело ходить со стойками и устанавливать свет, а ассистент – это дополнительные затраты.  В последнее время я придерживаюсь мысли, что по возможности – необходимо экспериментировать с искусственным освещением и небольшими приспособлениями. Это разнообразие и цель получить результат, недоступный другими способами. Живя в Санкт-Петербурге, временами очень сильно ощущаешь недостаточность и серость естественного освещения. А фотография - это свет и тень. Серости в исторических первоисточниках не упоминается. Поэтому создавать собственный рисунок света и тени дополнительными осветительными приборами – это разумная идея.  

Фотосъёмка в помещении. Каким бы продвинутым любителем я не был бы, до покупки комплекта осветительного оборудования и ряда мелких полезностей, хороших постановочных фотографий при недостатке освещения не получалось. Вариант с использованием окна и естественного дневного освещения всё-таки далеко не всегда можно применить на практике.

Однако, даже имея в наличии разные световые источники, есть задачи, для которых невозможно использование более одной вспышки на фотоаппарате или приходится обходиться светосильным объективом (это не минус объективу J ). Всё описанное здесь относится к вариантам различных творческих подходов и различным условиям. Но правило одно – недостаточно света, попадающего на матрицу – нет хорошей фотографии. А нет задуманного освещения – меньше шансов получить интересную фотографию.

 

Компьютерная техника для пост-обработки.

Монитор.

Здесь, конечно, хочется сказать:

«Нужен хороший монитор. И чем лучше – тем совсем лучше»

Не верьте мне. То есть – я не буду уподобляться форумным троллям.

Первое что нужно знать – важнее всего при просмотре фотографии - гамма (это не взаимные установки яркости и контрастности). По умолчанию, у всех мониторов под Windows она выставлена на 2.2. У Mac OS 1.8. Это не существенно для наших задач, просто может быть полезно знать если вы или кто-то из ваших знакомых можете использовать для просмотра тот или иной брэнд из вышеуказанных.

Для нас важно следующее.

Во-первых, гаммой можно играть создавая ложные профили в Adobe Photoshop. Для этого только нужно, чтобы изображение с которым мы работаем, имело бы особенную ценность. И в данном контексте данное свойство упомянуто только как расширенная возможность, для тех, кому может быть интересно.

Во-вторых, в применимых на практике любительских целях, если вы делаете слайд шоу и ваш монитор не внушает уверенности – проверьте результат на телевизионной панели (в нейтральных режимах). Так вы поймёте, соответствует ли передача светов и теней вашего компьютерного монитора заводским настройкам современных жк или плазменных панелей. Их, конечно, нельзя принять за эталон, но они также имеют настройки. И вы по крайней мере увидите – нет ли явных провалов и в общем устраивает ли вас изображение. Если вы планируете распечатывать фотографии, дойдите до хорошей фотостудии (плохие мы не рассматриваем) с несколькими копиями одной фотографии с разной гаммой. Попросите распечатать их все без внесения корректировок в само изображение.

Здесь нужно отметить, что:

а) следует выбрать печатную машину и бумагу для постоянства результата в будущем;

б) корректировки фотостудий могут быть 2- х типов. Одна общее улучшение фотографий на автомате или на взгляд печатника – подходит для «фотографов нелюбителей», которые снимают в режиме «авто». Вторая – корректировка профиля печатной машины. Так как настройки с физическим износом техники меняются, а регулярно следить и настраивать дорого, печатники могут, зная недостатки конкретной машины, вносить свои корректировки гаммы или, например, зелёного цвета. Но на практике... Всё не так. Тем не менее, попросите не вносить изменений в фотографию, но если есть корректировки профиля печатной машины – пусть применят.

И вот когда вы распечатаете все эти образцы – вы уже будете знать, какие настройки гаммы вашего монитора в большей степени соответствуют требуемому конечному результату. Не эталону. Потому что его здесь, да и в профессиональной печати, нет (это не моё убеждение, а профессионалов области). А именно желаемому результату.  

Второе цвет. Поступаем так же, как и с гаммой. Здесь даже немного проще, так как устроение человеческого зрения позволяет компенсировать небольшие (или привычные) цветовые отклонения.  Но всё-таки, стоит постараться настроить свой монитор на нормальную цветопередачу.

Для себя я определился в необязательности использования цветовых калибраторов. На это есть причины. И они основаны на тщательном изучении вопроса в течение нескольких лет. Однако, когда монитор неверно передаёт цвета речи о работе с фотографией быть не может. Хотя нет, может. И даже при дальтонизме можно правильно работать с цветами по числам. Но это не любительская сфера и к тому же хотелось бы чтобы изначально монитор максимально правильно отображал цвета.

Возьмите несколько предметов разных цветов, в том числе, если мы нацелились на семейную фотосъёмку – то конечно тех цветов, которые близки к человеку (кожа, волосы, фоновое окружение). Сфотографируйте их. Желательно при дневном освещении. И при таком же освещении настройте цвета на мониторе, чтобы они максимально были приближены к естественным. Не заряжайте краски, так вы можете не уследить правильность цветопередачи. Цвета на мониторе должны быть менее интенсивны чем на реальных предметах перед вами. Нас интересуют только паразитные цветовые оттенки. Так, например, большинство ноутбуков (под Windows) имеют синий оттенок сдвигающий баланс белого. Следите за светом. Он должен быть дневным нейтральным и рассеянным и при съёмке, и при просмотре. 

По-моему, любая современная видеокарта позволяет регулировать оттенки цветов изображения. Гамму то уж точно. Таким образом вы сможете настроить изображение монитора для соответствия реальности. Не забывайте только периодически (в идеале каждый раз садясь за редактирование фотографий) сверяться с цветом ваших предметов-эталонов. А в особых случаях, также можно потренироваться в цветокоррекции по числам.

 

Компьютер

Применительно к фотографии, только одно можно упомянуть – обработка и применение каких-либо фильтров требуют пусть и небольших, но уже и не минимальных, ресурсов. Добавляя изменения к фотографии мы можем их сразу просматривать и сравнивать. Если не хватает ресурсов на какое-либо изменение – нам тяжелее в процессе реального времени увидеть результат. Мы тратим больше времени на обработку и сравнение, а главное - не всегда можем в точности увидеть разницу. А понимание ошибки приходит через несколько шагов, когда может быть поздно. Но в целом, если вы человек спокойный и уравновешенный, то мощности практически любого из современных компьютеров будет достаточно. Чем более вы импульсивны и быстры – тем больше ресурсов потребуется вам от компьютера.

При работе со слайд шоу и видеоклипами всё сложнее. Полноценные программы обработки могут забирать все ресурсы, сколько им ни скорми. В процессе работы с видеорядом лучше иметь больше мощности в запасе. Если с самими фотографиями и видео даже более-менее мощный ноутбук справляется (правда, при определённых установках), то при наложении переходов и эффектов вам придётся либо поручать программе просчитывать каждое изменение, либо полагаться на авось.

 Приведу пример из личной практики. На текущий момент, при работе с просчётом и кодированием ДВД диска, два программных продукта от Adobe, работающих вместе и одновременно над проектом использовали 67% мощности 12 ядерного процессора и 43 с небольшим гигабайта (да, это не опечатка) оперативной памяти. Я успел попить чаю, немного отдохнул. Два года назад мне пришлось бы очень, очень долго вынужденно отдыхать.

Вместе с тем, для любителя здесь более важным фактором является отсутствие тормозов при обработке фотографий в реальном времени и это вполне достижимо разумными затратами.

   

Резюмируем сказанное в главе «Техника».

Сложно далась эта глава. Много всяких технических условий, знания по которым почему-то, взорвали голову своим обилием. И хотелось написать много, поделиться чем-то может полезным, а может и нет. Так как тема статьи у нас другая – то лучше было себя ограничить тем, что действительно может быть существенно.

Основное. Возможности покупки и владения техникой равны у любителя и профессионала. Вопрос только в желании и наличии средств. Вот тут как раз стоит задуматься. Как любитель можно заниматься фотографией долго и счастливо используя бюджетное оборудование и совершенствуя свою интерпретацию. Не могу отвечать за всех, возможно у всех по разному. Но вот в моём случае, творческий прорыв и кардинальное улучшение качества фотографий, случилось после падения контроля над расходами и вложениями в данное хобби. И через какое-то время обнаружилось - фотография из простого и невинного увлечения превратилась в большую бюджетную дыру.  Чуть ранее, в рассуждении мы пришли к тому, что можно обойтись и разумными средствами. Видимо, кому-то это дано, а кому-то нет.

Своё мнение, в рамках главы «Техника», может ли заменить любитель профессионала, думаю каждый уже сформировал. Опять же - применительно к самим себе. Повторяюсь… повторяюсь. Но помните – ответа не обещалось. Это статья-рассуждение, в поиске путей к ответам на поставленный вопрос. 

 

 

Глава 5

Субъективное

 

В этой главе я буду очень краток и опишу две составляющих, которые в моей практике, по крайней мере, разделяли фотографа-любителя и фотографа-профессионала.

Первое – если вы фотографирую семью, то как правило, вас нет на семейных фотографиях. Несколько постановочных, даже с настоящими эмоциями, сделанные на автоспуске, можно не принимать в расчёт. Хотя считается, что мужчины не любят фотографироваться, применительно к себе, да и любому нормальному мужчине, хочу сказать, что семейные фотографии без присутствия на них всех членов семьи – это неправильно.  Ещё печальнее, наверное, дело обстоит, когда в семье фотографией увлечена женщина. Всё-таки нужен другой человек, который был бы хорошим фотографом и делал бы периодически ваши и общие семейные фотографии.

Второе – домочадцы, за исключением детей младших возрастов, могут не воспринимать ваше увлечение, как нужное в жизни занятие. Считать это напрасной тратой денег не дающей отдачи. Не доверять вам делать собственные портреты, считая, что вы только всё испортите.

Может вы действительно всё испортите поначалу. Но ведь вам нужно где-то набираться опыта. А при этом, когда вам соизволят всё-таки попозировать, он волнения вы можете не справиться с настройками и тем самым либо получить невпечатляющий результат, либо заставить свою модель понервничать. И в том и другом случае вам поставят это на вид.

Но не унывайте и не оставляйте попыток.  Как правило, действительно хорошие профессиональные фотографы проходили путь становления во многом с поддержкой и помощью своих близких. И если у вас по-другому, но вы хотите добиться успехов в создании портретных семейных фотографий, не стесняйтесь вежливо переубеждать «несогласных».

А вот постоянно тренироваться лучше на кошках. Можно и не спеша настроиться, пока спит на диване, а можно потренироваться в скорости управления настройками фотокамеры в погоне за кадром, сделанным в процессе игры с верёвочкой.

 

Третье – может быть что угодно. Главное не делайте вид, что его не существует. Обращайте внимание на то что вам мешает и старайтесь исправлять или обходить эти подводные камни. 

 

 

Глава заключительная

Текущие выводы.

Текущими они названы, потому что, как и говорилось в начале статьи, могут появляться дополнительные факторы, новые размышления. Тогда возможно, придётся и выводы подкорректировать.

За отправную точку я предлагаю принять то, что фотографии (и видео нашего жизненного архива) должны быть качественными. Нет смысла, да и не будет никто перебирать сотни и тысячи фотографий многолетней давности, когда можно выразить прекрасные воспоминания каждого прожитого года в десяти - пятидесяти, действительно превосходных фотографиях, помещённых в фотоальбоме или одном – двух небольших слайд шоу, созданных для удобного просмотра.

Итак - если Вы тот любитель, о котором мы говорили всё это время и готовы потратить средства и время на основные аспекты из перечисленных в статье, чтобы сохранить воспоминания эмоциональными (это основной критерий оценки) – вы сам себе Профессионал (без кавычек). Творите и радуйте себя и близких! Пусть даже в силу своих возможностей, только не ленитесь. И у Вас обязательно получатся фотографии, которые и через века будет интересно увидеть Вашим потомкам! В любом случае Вы сможете уже решить для себя сами – что возможно сделать своими силами, а где может быть необходима жемчужинка, которая пока недостижима и это имело бы смысл поручить тем, кто уже сегодня сможет сотворить её для Вас. Это разумно, потому что невозможно преуспеть во всех деталях и тонкостях, да ещё и во всех сферах деятельности человека.

Если Вам кажется, что путь к совершенству ещё далёк и нет возможности сделать самостоятельно запоминающиеся семейные фотографии, подумайте, в чём Вы не сильно нуждаетесь, а что может быть вам действительно нужно.

В любом случае - не лишайте себя такой приятной мелочи – сделайте несколько художественных, действительно ценных для вашей семьи, фотографий в своей жизни. Пусть времена меняются, но по-прежнему одна единственная фотография нашей бабушки или дедушки в молодости, семейный портрет наших родителей и чистая, светлая, жизнеутверждающая улыбка на фотке ребёнка – одни из высочайших ценностей на земле.  

Сейчас я несколько отступил от позиции нейтральности мнения в статье… Но ведь сказанное чуть выше правда!?

 

 

Искренне ВашИ с наилучшими пожеланиями, 

Александр Пилин.

 

Wind Line © Alp-in-progect © все права защищены.

Перепечаткакопирование и использование находящегося здесь материала без согласавания с правообладателем и указания первоисточника запрещены.

По всем вопросам размещения просим обращаться по контактам,указанным на сайте.