Статьи

Нужен ли профессиональный фотограф в 21 веке?

"Обратите внимание - справа находятся 2 указателя  <  >  позволяющие менять фон статей для подстраивания комфортности чтения под Вас"  

 

 

На первом курсе ЛМПТ (техникум такой был) я написал сочинение по роману Л. Толстого «Война и Мир», прочитав всего первые 2 страницы от начала… Фильм не смотрел. За сочинение было поставлено «отлично». А вот в четверти получилось «неуд.», потому что я не выучил и не сдал одно стихотворение. Так сложилось и далее в жизни – заучивать что-либо неинтересно, оно либо запоминается само, либо нет. А вот рассуждать и доходить логическим путём до решения увлекает.

К чему это предисловие. Вопрос о востребованности в обществе профессии фотограф в настоящем времени становится всё острее и острее. Если взять 18 -19 века, то бесспорно – фотограф представлял собой уникальную личность, можно сказать волшебника, который достоверно, быстро и вероятно дешевле чем художник, передавал изображения людей благодарным потомкам. Да и неблагодарным тоже. В 20 веке фотография распространилась массово, но получить хорошую фотографию по-прежнему было сложно из-за несовершенства техники, непредсказуемого, даже с 90% точностью, результата и просто дороговизны и неудобства процесса для любителя.  И наступил век 21-й.

Садясь за написание этой статьи я не стал искать подобные темы в интернете. Наверняка уже много раз этот вопрос освещён, много повторений, много одинаковых фраз, вводных данных и резюме. Где-то ответ на вопрос будет преследовать определённую цель – показать нужность профессиональной деятельности фотографа, где-то наоборот будет сделан вывод, что с нынешним развитием цифровой фотографии каждый может быть «сам себе режиссёр». Поэтому для меня нет смысла забивать голову тем что уже есть и имеет какую-то подоплёку, особенно учитывая, что сам я предыдущие 12 лет был активно фотографирующем любителем (а общий стаж около 28 лет) и вот теперь сменил статус на профессиональное занятие фотографией. Тем интереснее найти ответ для самого себя, а также, надеюсь, он сможет быть полезен и Вам.

 

Уже сейчас можно предсказать, что с каждым годом профессиональным фотографам всё сложнее будет объяснить необходимость своей профессии. Мы конечно говорим в первую очередь о портретных и семейных фотографиях, потому что именно в этой части нашей жизни бурное развитие цифровой фототехники позволило каждому создавать свои шедевры (вместе с тем и в коммерческой сфере можно встретить рекламные буклеты с фотографиями, сделанными кем-то из сотрудников и вот здесь «шедевры» могут поражать – лучше бы вообще не было такой антирекламы). Так вот – если фотография, выполненная, к примеру, мной, будет становиться всё менее и менее востребована – значит мне нужно найти пути, чтобы делать то, что действительно нужно другим. Соответственно, результатом данного исследования будет не сам по себе факт ответа на вопрос заданный в начале, а нахождение для себя возможностей, которые позволят реализовать себя как успешного профессионального фотографа.

Таким образом, можете не сомневаться – я ещё больше Вас заинтересован в честном и искреннем написании данной статьи. И только честный ответ будет иметь смысл для меня самого.

За основу рассмотрения мы берём «семейную фотографию» или так сказать «личную», «частную». Таким образом уравнивая возможности профессионала и любителя, используя сферу, где нет требований к обязательному владению специфичными знаниями, навыками и оборудованием.

Статья, видимо, не будет завершена окончательно. Это же размышление, а не перебор «плюсов» и «минусов» с чётко выведенным «итогом». В течение времени, возможно, будут появляться дополнения. А вот удалять что-либо не планируется. Если время покажет, что в каких-то деталях я ошибался – будут внесены пометки относительно этой информации в статье. Это мой принцип честности и открытости в процессе размышлений.

В статье не приводится в пример никаких фотографий. Немного скучно и в разрез с современным оформлением подобного материала… но примите статью как есть, ведь мы размышляем. Приходит на ум сравнение книги и фильма. Фильм нам показывает уже продуманное и подготовленное видение, а читая книгу мы вольны формировать образ основываясь на собственных представлениях. Таким образом, Ваше собственное мнение будет определяться только Вами.

Итак, начнём.

 

Глава 1

Что мы подразумеваем под понятиями «Любитель» и «Профессионал»

 

Профессионал.

а) Это бывший любитель, который настолько увлёкся своим хобби, что поставил себе задачу выйти на новый этап и уровень в своём увлечении. Потому что хобби – это занятие чем-то интересным для себя и в свободное время. Когда вы начинаете делать что-либо для других – то это уже ответственность, мотивирующая к кропотливому труду над созданием своих фотографий. При таком подходе фотограф любитель сначала получает практический опыт (в основном неудачный) и далее, в желании создания лучших фотографий, начинает познавать теорию с применением её на практике.

б) Это человек, изначально получающий профильное образование в киноиндустрии. В данном случае у профессионала первичными получаются теоретические знания, а практику и набирание опыта также можно назвать периодом любительской фотосъёмки.

Как мы видим, под профессионалом будет подразумеваться фотограф, который уже обладает достаточным багажом теоретических и практических знаний. Дополнительно к этому, я бы отметил, оснащённость профессиональными техническими средствами, но это уже вторично. Фотографов, которые приобрели свой первый зеркальный фотоаппарат и в процессе приобретения практических и теоретических знаний уже преподносят себя как профессионала, мы таковыми считать не будем. Упомянуть об этом заставило то, что очень часто можно встретить мнение, в разных сферах – раз я зарабатываю этим на жизнь, значит я профессионал (от слова профессия).

 

Любитель.

Пришлось очень сильно подумать – кто же такой любитель в понимании данной статьи. Вспомнились советские времена, 60-80 годы, когда люди действительно сильно чем-либо увлекались. И вот, если вы можете себе представить тот образ любителя, созданный тематическими журналами тех лет – это в точности наш персонаж. Если не вспомните или просто не застали то время любителей-первооткрывателей, то попробуем сформулировать применительно к текущим реалиям.

Пока вы будете фотографировать в режиме камеры «авто»… прошу прощения, но нельзя вас назвать любителем.  Вы просто нажимаете кнопку. Без обид, просто критерии качества фотографии, применимые к рассмотрению в этой статье, достаточно высокие. Когда мы говорим о любителе, мы не интересуемся – какая у него фотокамера. Она может быть простейшей (с оговорками, которые будут рассмотрены в главе «техника»). Но само звание «Любитель» подразумевает то, что человек заинтересован и увлечён тем что он делает. А вот процесс нажатия на кнопку спуска затвора в режиме «авто» и получение результата, созданного машиной… ну никак не соответствует действиям увлечённых фотографией людей.

При этом, в начале, с нехваткой опыта, вполне естественно и не зазорно пользоваться автоматическими режимами в сложных случаях или, когда вы не знаете какие установки правильные, а права на ошибку нет. Но это всё варианты, когда начинающий любитель не может заменить профессионального фотографа, а мы хотим проникнуть несколько глубже – когда и технические возможности, и навыки, и опыт любителя-фотографа уже позволяет претендовать на собственный творческий подход и главное – интересный результат.

 

 

Глава 2

Время для занятия фотографией.

 

Познание.

Фотографию можно сделать просто нажав кнопку в режиме «авто» на компактной фотокамере. Можно изучить основные навыки и пользоваться «творческими режимами» в зеркальном фотоаппарате. А можно даже и прочитать ряд книг по свету и цветопередаче, приобрести профессиональную технику и создав для себя такое хобби, как любитель, делать действительно очень хорошие фотографии. Но фотоаппарат только «берёт картинку». Он не может её воспринимать как человек ни технически, ни эмоционально. Для получения максимума от изображения, придания ему законченного вида, нужна дополнительная обработка, которая проводилась всегда, ещё с плёночной эпохи, только технологии изменились.

Нет смысла сравнивать фотографии, сделанные в режиме «авто» с фотографиями сделанными профессиональными фотографами, при таком подходе любитель всегда будет уступать профессионалу. И для того чтобы получить действительно хороший результат – нам необходимо посвятить гораздо большее время изучению программ обработки. Здесь прямая зависимость – чем сложнее программа – тем лучший результат она даёт и тем больше тонкостей в пользовании ей, а соответственно и времени на изучение программ (профессионалы одной не пользуются).

В данной позиции («познание») за и против между профессионалом и любителем я бы распределил пополам. Действительно, если это является рабочим процессом – то времени на познание очень много. Но в то же время, если для Вас это хобби – то на него можно найти так же достаточно свободного времени. Так например, автор статьи и ваш покорный слуга, именно в период увлечения изучил все программы (перечислять не имеет смысла – это почти все, что есть из известных сейчас в мире, для работы не только с фото но и с видео), прочитал много книг по технике и приёмам фотографирования, изучил технические особенности (на уровне физических свойств) используемой техники и даже дошёл до изучения глубин профессионального познания – трудов Дэна Маргулиса по цветокоррекции (книга в 600 с лишним страниц была прочитана за 4 года 3 раза и только тогда стало формироваться собственное мнение и понимание материала).

То есть, как мы видим – было бы желание и любитель сможет стать подкованнее многих «профессионалов». И вместе с тем – когда это становится основным занятием, больше внимания начинает уделяться тонкостям и деталям, создаётся свой собственный «опытный» путь. На что, будучи любителем, сложнее найти время и мотивацию.   

 

Процесс фотографирования.

Как любитель – я могу делать снимки в своей семье практически постоянно. Например, при фотографировании детей, находясь всегда рядом, можно более подробно запечатлеть процесс их взросления, быть в нужном месте в нужное время и фотографировать в те моменты, когда ребёнок действительно расположен к этому процессу. Из тысяч неудачных снимков обязательно получится несколько, которые хотелось бы внести в семейный альбом. 

Из своей практики могу сказать, что на улице при дневном освещении можно сделать хорошие (по качеству) фотографии практически с любой фотокамерой. Но просматривая свои старые фотографии могу также отметить, что постоянно были проблемы с композицией, то есть фотографирование людей сводилось больше к фотографии всего вокруг и в том числе и объектов фотосъёмки. Даже, когда на фотографии акцент был сделан именно на портрет. Умение отсекать лишнее пришло много позже, с опытом и десятками тысяч отснятых фотографий.

В помещении, у любителя, время - это безграничный козырь (результата, правда, одними козырями не добиться, но об этом поговорим позже). Фотографировать можно практически не переставая и даже не смотря на спорное качество – среди фотографий детей точно будут очень милые.

С точки зрения именно процесса фотографирования у любителя 99 из 100 баллов форы перед профессионалом.

 

Что делать с отснятым материалом?

Вопросы наличия технических возможностей и знания программного обеспечения и способов коррекции оставим пока в стороне.

Сам процесс фотографирования вызывает радостные чувства и дальше также, интересно просмотреть весь материал на компьютере и увидеть, что несколько фотографий особенно удались. А вот далее из этих сотен и тысяч фотографий отобрать стоящие, найти время чтобы хоть как-то их обработать и сделать фотоальбом или слайд шоу… на это необходимо время и очень сильное желание.

Я прекрасно помню, как на обработку одной фотографии у меня уходило по 2 часа (правда, надо сделать скидку на медлительность компьютеров в прошлом). При этом - результат оставлял желать гораздо лучшего. Сейчас не сильно хочется смотреть те фотографии, даже принимая во внимание то, что они семейные и многие огрехи в них для себя самого, как фотографа-любителя, простительны.

Ещё хуже обстоит дело с видео (в т.ч. слайд шоу). Программы нелинейного монтажа очень требовательны к ресурсам компьютеров. И даже на вполне мощном современном ноутбуке на тот момент (2012 год), при создании 20 минутного видеоклипа несколько дней (Фактически! Ноутбук по 15-20 часов формировал выходной материал) уходило на машинные просчёт и вычисления (часть, конечно на переделки по незнанию программ и форматов). 

Но для меня, потраченное тогда время пошло впрок. Это ресурсы, потраченные на обучение. Без них невозможны были бы нынешние результаты. А вот на что мне, как любителю, так и не удалось найти желания, так это приведение десятков тысяч фотографий собственного архива в порядок. Лишь несколько лет назад я стал собирать фотографии в темы (например, отпуск или выходные за городом) и создавать небольшие слайд шоу / клипы для того чтобы в семейном кругу или с гостями мы могли посмотреть фотографии действительно в увлекательном представлении, а не перебирая их в папках компьютера.  И я не готов вернуться далеко назад, чтобы делать то же со своими, сделанными пять лет назад и более, фотографиями. Просто потому, что когда пришли знания как делать красиво – стало невозможно потратить нужное и большое количество времени на исправление ошибок прошлых лет. Успокаиваю себя тем, что на пенсии будет чем заняться. J

Вывод здесь получается без отнесения на чей либо счёт преимуществ. Это работа. Преимущественно рутинная. Ей нужно уделять много времени и если Вы не хотите ей заниматься, то пусть её сделает профессионал. Есть вариант, конечно вообще её не делать. Фотографии, без обработки, хранятся себе по папочкам…. Но тогда, рано или поздно, вы обнаружите что ваш компьютер забит кучей мусора и главное – у вас нет никакого желания в нём разбираться и что-то там смотреть.

 

Общее собрание размышлений по главе «Время для занятия фотографией».

В детстве не осознаёшь течения времени. Чуть подрастая – торопишь его, занимая игрушками. В юности, наверное, воспринимаешь время как есть – оно идёт, но жизнь впереди длинная и всё успеешь. Далее в период становления начинаешь ощущать нехватку времени – семья, дети, работа. Можно успеть всё, но приходится очень жёстко планировать. А к середине жизненного пути начинаешь понимать, что времени остаётся всё меньше и тратить его впустую непозволительная роскошь.

Простите за это лирическое отступление. Но оно позволит, вероятно, принять решение для каждого из нас – сколько времени мы готовы уделить, чтобы действительно порадовать* себя и своих близких фотографиями тех дней, которые уже не вернуть.  И насколько это вообще имеет значение для каждого из нас, ведь все относятся к прожитому по-разному. А соответственно и вывод – какая ценность у нашего собственного времени, сделаем для себя самостоятельно.

*(это основной критерий параметра «качество фотографии», которое вас устроит сейчас и в будущем)

 

Глава 3

«Взять картинку» и сделать фотографию.

 

В английских руководствах к фотоаппаратам процесс нажатия на кнопку спуска затвора называется «Take a picture», что абсолютно точно отображает суть – фотограф не художник и не может ничего более, как сохранить посредством фотоаппарата ту картинку, которая есть. Её изначальное качество зависит от того что мы имеем в реальности и технических характеристик фотоаппарата.

 

Процесс нажатия на «главную кнопку»

В чём может быть разница в данном действии между профессионалом и любителем? Долго сидел и думал…. Практически разницы нет (помните – мы рассуждаем, делая упор на семейную фотографию, а не на спортивные мероприятия, рекламные буклеты или что-то подобное, так как там всё будет выглядеть совсем по-другому и с большим перевесом в плюс профессионалам и их технике).

Раньше, когда фотоаппараты были плёночными или первыми цифровыми – момент нажатия на кнопку спуска затвора решал очень многое. Сейчас практически вся техника (особенно зеркальные фотоаппараты) уровняли степень подготовки. Ну а то что не берётся мытьём – то катанием. То есть любитель может просто многократно продублировать съёмку и в режиме реального времени контролировать результат.

Современная техника обеспечит правильную экспозицию практически во всех ситуациях. Правда с двумя оговорками, не все фотоаппараты любят, когда их направляют лицом к солнцу или вносят в тёмную комнату. Если вы вспомните виденные раньше фотографии где мало что видно из-за ярко белых или тёмных пятен на изображении – то это как раз пример того, что фотограф должен был сам подумать над правильными параметрами. Тут уж извините, и фотограф должен иметь навыки фотографирования и простейшее дополнительное оборудование будет весьма кстати.

Получается, что если исключить сложные условия – то каждый любитель, затратив немного желания и свободного времени сможет «брать картинку» как профессионал.     

 

Композиция и экспозиция

Начну со второго. В предыдущем параграфе было отмечено что современные фотоаппараты практически не ошибаются. Это верно, пока вы не начнёте ставить перед собой задачи сделать фотографию выразительнее или постараться передать то что видите вы в реальности, а может даже – то чего не видите, но хотели бы увидеть.

Здесь изначальные условия для любителя и профессионала одинаковы и равны. Техника действительно уже достаточно умна в этом вопросе и даже прочитав инструкцию к фототехнике и немного потренировавшись – любитель получит от фотокамеры технически максимум. А если потратить чуть больше времени и почитать дополнительно книги (вопрос экспозиции весьма прост и подробно освещён во многих печатных и видео изданиях), то можно достигнуть того что во «взятую картинку» любитель вместит тот же, что и профессионал, максимум информации. И своё видение, и то, что позволит взглянуть на изображение под другим углом реальности. Правда эта возможность открывается уже при пост-обработке, но сначала дело за нужной экспозицией, чтобы потом её реализовать.

Теперь первое – композиция.

На первом месте композиция находится заслуженно. Мы только что разобрались, что с экспозицией техника более-менее справляется, а вот композиция – это может только человек. Даже в обозримом будущем. Здесь опять же обращаемся к учебным материалам. Конечно, есть шанс сделать хорошие фотографии без знания основ композиции, просто потому что так совпало. Есть варианты, когда и полностью провальная по композиции фотография может иметь успех по содержанию (таких вариантов очень много, если речь идёт о детях – когда на фотографии наше собственное чадо, остальное всё неважно).

Случаи, когда на фотографии расположена только половина того человека (причём в полный рост), которого мы хотели снять… Пусть даже лучшая половина – так как один глаз и ямочка на щеке вышли изумительно и поэтому мы её оставим… Нет эти случаи мы не принимаем к рассмотрению, если конечно, это не авторская задумка. Так вот, шанс попасть по композиции или сделать интересную фотографию на которой эмоция затмевает всё остальное есть - крупицы из сотен фотографий.

Не лучший вариант всё же. Но возможности многократно увеличить эти шансы у любителя есть. Достаточно изучить основы композиции, для того чтобы уже получать хороший результат. А при осознанном нарушении правил применять свой творческий подход (но осторожно). Правда видимый результат можно будет получить только после относительно длительного периода проб и ошибок. Дело в том, что видение правильной композиции приходит с годами множества просмотренных разных вариантов. И даже когда уже заранее можно предположить наиболее выигрышное расположение объектов на фотографии, совсем незначительные сдвиги фотографа могут изменить оценку фотографии от просто хорошей, до отличной.

Эта тонкость, пожалуй, более свойственна настоящему профессионалу с огромным стажем, но любитель (да и даже вполне опытный профессионал) может компенсировать её усердием, делая большее количество фотоснимков с различных ракурсов. Говоря здесь о том, что не всегда и профессионалам это дано видеть изначально (в том числе и вашему покорному слуге) – я подразумеваю совокупность факторов, влияющих на восприятие изображения композиционно, в частности такие важные нюансы как свет, тень, цвета. Опять же - фотокамера видит изображение не так как человек. Существует ряд технических несовершенств и потерь и достоверно, в точности спрогнозировать, что мы увидим на компьютерном мониторе, наверное, невозможно никому. И вот именно здесь небольшие изменения ракурса при съёмке могут нам помочь в создании идеала.

Это было небольшое отступление, а возвращаясь к вопросу, можно резюмировать, что любитель и профессионал могут быть на одном уровне, только любителю необходимо изучить ряд материалов и придётся больше потрудиться в процессе фотографирования.

 

Пост процесс - работа с фотографиями на компьютере.

Учитывая, что частично этот вопрос мы уже затронули в главе «время…», мнение могло уже практически сформироваться… Однако, всё-таки хотелось бы разобраться.

Конечно, самый главный фактор здесь время. Изучить можно всё и сделать можно всё. Любитель сможет по прошествии достаточно значительного времени набраться опыта и навыков в работе с фотографиями в программах обработки. Одна только оговорка – одно дело сделать хорошую фотографию, другое создать творение. Вот это та тонкость, когда профессионал или очень увлечённый любитель уже в момент съёмки могут представить тот результат, которого они смогут достичь при пост-обработке.

В большинстве случаев для семейной фотографии этого может и не потребоваться. Но всё же такие фотографии, пусть в единичных экземплярах, должны быть в семейных архивах. 

Поэтому отметим в данном пункте только те факторы которые позволят любителю и профессионалу быть на одном уровне.

Первый шаг – это само получение фотографии. Съёмка в режиме «авто» и работа на компьютере с файлами “jpeg” недопустима. Не будем вдаваться в подробности сейчас, может об этом будет отдельная статья.

Второй шаг – работа в нескольких программах обработки изображений. Как вариант, можно пользоваться одним «Adobe Photoshop», но ряд программ плагинов и отдельно работающих с многослойными файлами PSD могут упростить и ускорить процесс. Поймите правильно – в фотографии достаточно творческих задач, на которые можно более продуктивно потратить освободившееся от рутинной работы время.

Третий шаг – это обладание достаточными знаниями программного обеспечения в котором вы работаете и ещё важнее -  отработка навыков применения тех или иных эффектов. Под эффектами подразумевается не столько искажение исходной фотографии, сколько возращение ей реальной действительности, которую технически не может передать фотокамера. Вот эти навыки и позволяют фотографу перед началом обработки представить результат, который он хочет увидеть и идти к нему, а не блуждать в потёмках рычажков программ работы с фотографиями.

Если в начале данного пункта лично я практически отдал победу профессионалам, то по окончании размышления склоняюсь к тому, что любитель также может достичь высокого результата. Конечно, для этого необходимо время и усердие.  

 

Продолжение Вы можете прочитать во второй части данной статьи.

 

Искренне ВашИ с наилучшими пожеланиями, 

Александр Пилин.

 

Wind Line © Alp-in-progect © все права защищены.

Перепечаткакопирование и использование находящегося здесь материала без согласавания с правообладателем и указания первоисточника запрещены.

По всем вопросам размещения просим обращаться по контактам,указанным на сайте.