Статьи

7.5. Коннекторы⏭▶⏮ Металлы и их влияние на звучание и восприятие музыки.

⏹ Всё что описано ниже, прошу воспринимать как некоторое усреднение с огромным количеством взаимозависимостей.

 

▶️ Данное описание можно использовать только как обобщённое понимание основного характера влияния покрытия коннекторов (именно внешнего покрытия и только коннекторов (не проводников)) различными металлами. Далее по тексту под материалом коннектора подразумевается покрытие коннектора, а не его внутренний материал.

При этом внутренняя составляющая (основа проводника) рассматривается для данных опытов по звучанию - как составляющая кабеля, то есть как сам проводник, не относящийся к данному опыту в описании звучания коннекторов с различным покрытием.

Для долгосрочных, с внимательным прослушиванием, опытов использовались зарекомендовавшие себя как ориентированные на запросы аудиолюбителей производители: Oyade, Furutech, WBT, ETI, Neutrik  - и использующие для самих проводников различные сплавы, прямое сравнение которых не представляется возможным без соответствующей научно-технической базы.

Также в течение разных периодов времени и длительности опытов использовались кабели с различными коннекторами ряда других производителей - как готовая кабельная продукция. Их влияние в различных аудиосистемах оценивалось в общих чертах, для накопления формальной статистики сводного характера звучания по принципу типа покрытия коннекторов. 

 

 

Никель. (визуально, на типовых коннекторах) - звучание может сильно вариироваться от достаточно светлого смещённого в серединно верхние диапазоны (редкие экземпляры) до смягчённо завуалированного в среднем и верхнечастотном диапазоне. Очевидно, зависит от того какой сплав (гальванопокрытие) использовал производитель. Весьма физически износоустойчив.

В большинстве случаев, несмотря на ожидание яркости - звук получается именно с завуалированнными высокими частотами, более скруглёнными и некоей просадкой (подзажатостью) в верхней середине (яркий женский вокал, часть струнных инструментов, труба). Басовые составляющие размазываются, но в зависимости от проводника (в некоторых готовых кабелях известных фирм и возможно коннекторах используемых в аудиоаппаратуре) могут быть очень динамичными с хорошей проработкой баса и формально не искристыми но и без завала - высокими частотами.

В практике - может оказаться весьма подходящим в недорогих устройствах (например ноутбук, бюджетный ресивер - в которых никелирование аудио разъёмов в основном и используется) снижая и завуалируя грязь в высокочастотном диапазоне, позволяя их слушать через наушники, без боли в ушах. Нивелирует цифровую колкость и резкость при использовании импульсных блоков питания. Также никелированные вилки редко, но можно встретить в силовых кабелях некоторых известных и уважаемых брендов кабельной продукции.

 

 

Латунь. (визуально, на типовых коннекторах, за основу взят производитель Legran и некоторые производители аудионаправленной продукции) - достаточно нейтральный сбалансированный звук. Условно можно принимать за эталон по АЧХ.

В элементарном описании отрицательные свойства для аудио можно охарактеризовать как наличие резкости и звона в высокочастотной области.

Присутствуют в достаточно слышимой степени (при сравнении с аудио ориентированными металлами либо полном готовом аудио продукте (не все - нужно слушать) с использованием латуни): нервозность, раздробление (дискретность) и зашумление звучания во всём диапазоне. Отсутствует плавность и протяжность звуков (не говоря уже о послезвучиях).

В практике, качественные розетки и вилки вполне массово применяются аудиолюбителями. Более того - известные и заслужившие репутацию производители кабельной продукции также в части изделий (в том числе и топовых линеек) применяют не позолоту а латунь (возможно с большим содержанием меди). На моём опыте в той продукции где применяются латунные коннекторы (это только силовые кабели) общий характер звучания не давал повода жаловаться на звучание высокочастотной составляющей сигнала. А вот купленные не аудио грейда розетки и вилки - да, резкость и некомфорт в прямом сравнении слышны. 

 

 

Алюминий. Да, кто-то  будет смеяться, но в винтажной японской, советской, а также и европейской с американской - коннекторы из алюминия. Без покрытия. Может где-то применялись сплавы, где-то было покрытие типа никеля, но в массе вероятно это чистый алюминий. Я убедился в этом недавно подключая на даче своего друга детства - Маяк ( об этом скоро выйдет ролик). И могу сказать, что сам по себе алюминий вполне хорош, достаточных сравнений не проводил, но мне кажется в нём всё ровно, может упрощённо, но зато без резкостей, колкостей и завалов в какую-либо сторону. Одно НО - его надо или постоянно чистить или покрывать чем-то типа Dexoit.

 

⏩⏩⏩⏩⏩ 

 

Родий. Наиболее стойкое к окислению покрытие. Звук текучий как тёмные воды глубоководной реки (такое звучание часто называют упрощённо - ртутным), но на поверхности, - самых темноводных глубин он не достигает.

Убирает резкость и колкость в верхнесреднечастотном и высокочастотном диапазоне НО не уменьшает яркость и имеет светлую сторону подачи. Если ваша система склонна к ярчению верхней середины (женский вокал, некоторые струнные, труба) или сибилянтам - родий может усугубить ситуацию. При этом!!! - один или пара кабелей, с покрытыми родием коннекторами, с большой вероятностью могут на слух оказать благотворное влияние, смягчая (как умягчители для жесткой воды) особенно в сравнении с крикливыми (в том числе “студийными” кабелями).

Скорость темпа чуть завышена, это ощущается в первую очередь в нижнем диапазоне. Бас слышится как пробивной, динамичный, быстрый и отсюда возникает самообман - что он глубокий и более насыщенный (масштабный) в сравнении с золотым покрытием и особенно платиной / палладием / серебром. Условно родий, для понимания звучания басовой секции, можно охарактеризовать как звучание АС с закрытым корпусом. Звукам нижнечастотного диапазона (ударник, бас) не хватает протяжённости звучания - для определения всей длины распространения звука от инструмента до слушателя и как следствие уменьшение глубины стереообраза (сцены) и худшего распределения КИЗ в пространстве.

По практическому опыту - один два кабеля с родиевыми коннекторами могут хорошо заходить в системы уровня хорошего Hi-Fi и начального Hi-End. Также могут благотворно ( но, надо понимать, что совсем незначительно) снижать высокочастотный цифровой шум (колкость) в бюджетных системах, в том числе при использовании импульсных блоков питания.

  

 

Золото. Самое распространённое, и заслуженно, покрытие коннекторов. Основной плюс - не окисляется. Вероятно технологически удобно и недорого его нанесение. Как и в случае с родием - звук можно представить как глубоководную реку но характер взгляда на неё другой. С золотом не акцентируется на внимании поверхность. Верхние несколько сантиметров воды вы как бы пропускаете из внимания и не можете на них сфокусироваться. Это высокие частоты. Они есть, они не уменьшены, но они нивелируются богатством и красотой среднечастотного диапазона. Сравнить можно с тем самым условно “ламповым звучанием” с преобладанием второй гармоники - когда ваш слух приятно ласкаем и вам не хочется выискивать - а как же звучат тарелочки или колокольчик - на сколько 1000-х частей они рассыпаются в каждом звуке? Отмечу, что в реальном хорошем ламповом звуке (а не условно называемом) всё это есть и рассыпчатые тарелочки и воздух в верхах. Итак, со среднечастотным диапазоном у золотого покрытия всё в порядке. Золото - наиболее открытый и насыщенный звучанием металл в этом диапазоне. Что касается низов - ударника и баса, то здесь всё зависит от вашей системы, кабелей и акустического оформления пространства. Зачастую можно встретить упоминание о размазанности, несфокусированности и присутствующем гуле в золотых покрытиях коннекторов по сравнению с родиевыми. Это не признак звучания золотого покрытия. Скорее всего причины нужно искать в стойках, подставках, установки АС, электропитании (основные. и есть ряд вторичных). В низкочастотном спектре золото выявляет всю глубину и масштаб звучания инструментов. Единственная претензия которую можно сформировать - это замедление темпа и транзиентов. Но аппаратов и систем, которым было бы нужно ускорять данные составляющие - единицы и большая часть из них относится именно к тому самому так называемому “ламповому звучанию” - а это или неправильно сконструированные усилители или, как пример, лампа 300В из разряда неинтересных по звучанию выпусков или той же неграмотной схемотехникой.

Во всех остальных, подавляющих по большинству случаях, золотое покрытие позволяет прочувствовать всю глубину и красоту баса, при этом прекрасно формируя картину от начала исходящего звука от инструмента в глубине стерео-образа, до достижения его до слушателя (или передней панели АС + выход к слушателю). При этом явственно характеризуются все кажущиеся источники в глубине стерео-образа, их расположение и объём в пространстве. 

P.S. для начинающих - под золотым покрытием во многих (если не во всех) дешёвых коннекторах (кабелях) неизвестных производителей может быть что угодно, кроме золота. И это звучание ничего общего не имеет с вышеописанным. 

 

Заметка: золото прекрасно, но для межкомпонентного соединения, а также в качестве силовых электрических на источниках (ЦАП например), для создания тонких материй музыкального полотна, предпочтительнее будут такие металлы как платина и палладий. При условии уровня компонентов вашей системы от начального Hi-End. И желания попробовать такие варианты, так как в промышленной кабельной продукции мэйнстрим всё-таки золото и родий. В бюджетных системах я бы воздержался бы от применения платины с палладием.

 

 

Медь. Не имел возможности тестирования. По свойствам цельно-медный проводник может быть интереснее золота, родия и серебра. Но высокая степень окисляемости (и катастрофическое ухудшение проводимости сигнала окислом) не позволяют использовать данный металл на межблочных соединителях, да и на силовых результат для постоянного включённого состояния, а не эксперимента на прослушивание, будет не самым лучшим в сравнении с альтернативами. Впрочем, есть одно преимущество. Когда звучание потускнеет - с медью на поверхности коннекторов, вы можете лёгким движением руки - вынуть / вставить и получить освежённое восприятие ваших любимых мелодий и ритмов. Результат!

 

 

Серебро. Как промежуточный этап между более привычными золотом с родием и экзотическими платиной с палладием. Коннекторов с серебряным покрытием (или полностью из серебра) на рынке мало. Три причины.

Первая - полностью серебряные (не из стерлингового серебра, которое представляет из себя сплав и непредсказуемо по тональному балансу) коннекторы - это очень дорого.

Вторая - при первом включении они не производят Вау эффекта и поэтому изначально не заслужили репутации и продвижения. Когда вы только вставили такой коннектор в разъём (или наоборот) звучание будет дёрганным, нервным, с высокочастотными искажениями и возможно сибилянтами (уровень и сила негативного восприятия зависит от многих факторов). Серебру нужно прогреться. После этого звучание становится похожим на таковое с серебряными кабелями (из хорошего серебра но не лучшего и далеко не Кондо) - то есть ровным, пластичным, визуально глубоко дышащим, но не достигающим хорошей проработки низкочастотной составляющей.

Третья причина - коннекторы с покрытием из серебра непредсказуемы по звучанию. Зачастую, неэстетично выглядят, покрываясь окислами - да они не ухудшают характеристики, но всё же! Если они блестят всегда... задайтесь вопросом - а что в это серебро подмешали? 

 

Есть ещё один основополагающий фактор.

Полностью серебряные коннекторы звучат слишком умиротворённо, в неправильно подобранной кабельной обвязке и компонентах - лишая музыку низко-среднечастотной энергетики.

Всё вышесказанное по серебру нельзя путать с серебряными коннекторами с покрытиями платиной или палладием - о них ниже. А также коннекторами китайского производства, где смещение тонального баланса непредсказуемо по причине неясного качества серебра и в большинстве случаев - это некий сплав. Возможно коннекторы Viborg верхней линейки соответствуют уровню WBT но прямых и правильных сравнений никто не проводил.

 

У серебра есть неоспоримые преимущества. Оксидная плёнка (потемнения) проводит токи так же (или почти так-же) как и само серебро. Придаёт некое благородство - глубинную красоту, звучанию. И то что может показаться скучностью (в связи со  смягчением глубокой низкочастотной энергетики) при правильном подборе и использовании с другими материалами (в том числе кабеля) может вывести звучание на принципиально другой уровень по интересности восприятия. Более того - в бюджетных системах данный недостаток воспримется как достоинство - снижая врождённую бюджетную жёсткость, плоскость и ядовитость в подаче музыкального материала.  Но конечно это не самый эффективный способ вложения средств, а делать такие капиталовложения с расчётом на будущее.... такое себе занятие, когда покупая вещь за 500 долларов - прицеливаешься на альтернативу за 5000 долларов.

А вот применение точечно серебра в системах высокого уровня (и стоимости) на мой взгляд весьма эффективно так как там синергия всех компонентов уже преодолевает такое понятие как “скучность” и “умиротворённость” (в плохом понимании, применительно к музыке где нужна экспрессия) - и начинает работать только на благозвучие “голоса” системы.  

 

 

Платина и Палладий. Да, не буду разделять, так как не могу назвать разницы в их звучании с учётом использования в коннекторах разных производителей с разным внутренним составом проводников. Хотелось бы услышать коннекторы сделанные полностью из этих драгоценных металлов, но кажется таковых в природе не существует ????.

Многое из того что сказано про серебро (и частично про золото) можно применить и к Платине с Палладием. Это про благородство и интересность в подаче музыкального полотна. Однако именно они отличаются от всех остальных покрытий и дают тот самый завершающий штрих художника, который (представим) отличает хорошую картину от шедевра, увлекая и не позволяя от него оторваться (это как когда вы сели послушать пару композиций в 8 вечера, а очнулись в 3 часа ночи со стопкой прослушанных дисков).

П и П (Платина и Палладий) - история про тончайшие нюансировки в преподнесении тонких материй музыки. В самом простом понимании - это свежесть и лёгкость, воздушность и рельефность, которые в таком исполнении привносятся именно этими металлами в звучание. Ни в коем случае не резкость или раздроблённость или нервозность. Всё очень сбалансированно и лёгким образом натурально отображается.

Начинать лучше с их использования на источниках - там они наиболее смогут проявить свои свойства. Впрочем, готовый кабель более высокого уровня с позолоченными коннекторами с большой вероятностью окажется гораздо интереснее самодельного, пусть и с лучшими коннекторами и на слаботочке, а силовые коннекторы с покрытием платиной и палладием могут вполне дозавершить полотно при включении и в усилители мощности.

В ролике про силовые кабели я говорил о том, что не самая хорошая идея эти металлы применять в бюджетной технике - и это абсолютная истина. Являясь близкими к абсолютно прозрачным (не обогащающими как золото и не маскирующими как серебро) П и П вытащат наружу все неприятные призвуки из компонентов и соединяющих их кабелей. Откровенно - это опасные металлы и приходить к ним нужно однозначно имея уже пройденный путь в построении системы, которая на данном этапе достигла того базиса звучания, который может позволить с ним экспериментировать именно на тонких материях. В противном случае - это будут выброшенные деньги и не оправданные ожидания. Да, к слову - на Oyade коннекторы серии 004 и 1, покрыты и платиной и палладием, а в дополнение - вручную отполированы японскими высокооплачиваемыми мастерами от мира аудио. Чем не ювелирные изделия )))))) ?

И да - когда вы понимаете, что ваша аудио система выросла и играет Музыку - Платина и Палладий - это как настоящее шампанское (провинции Шампань), которое легко и непринуждённо создаёт то волшебное настроение аристократической вечеринки, где приглашённые имеют статус не столько в денежном измерении, сколько в культурной и творческой реализации своих талантов являясь интереснейшими собеседниками.

 

 

Видео версия:

https://youtu.be/QzKc9JWkC8A
https://rutube.ru/video/private/2d347912e251b8f5a87350b4c9ded06d/?p=JIZh6FPg8sq_FLdbgPPVBg

 

страницы проекта можно смотреть на YouTube, в ДЗЕНе, Boosty, VK или Telegram

https://www.youtube.com/@alp-in

https://dzen.ru/802280?share_to=link

https://boosty.to/alp-inproject/donate

https://vk.com/public212439699

https://t.me/AlpinProject

 

Творческих Вам успехов! И до новых встреч!

 

Alp-in Project
(использование материала без письменного разрешения автора не допускается)