Условно, слышимое цифровое воспроизведение музыки можно разделить на 3 варианта.
Конечно мы подразумеваем, что в каждом варианте своё участие в теме данного разговора принимают - в первую очередь источник цифрового сигнала и ЦАП , а в последующие – усилитель и провода.
Но мы, конечно, будем сейчас думать только об источнике и ЦАПе, дабы не потонуть в просторах необъяснимой эзотерики.
Итак условно охарактеризуем слышимое как:
1. Первый тип : Мыльная цифрятина или наоборот цифрятина нарезка колбасятина.
30 % - ные сливки – хорошая консистенция – в меру густая и жидкая. Сметана – густо, жирно – размазано. Сахар – шероховато и дискретно – нет целого. Примерно то же самое в разнице характеров звучания отображено в ролике от щитка до розетки – фотовидение.
К сожалению…. - Именно так играет большинство источников и цапов в категории условно (очень условно) до 1000 долларов.
И это не вариант почти – с одним, но – всё это очень относительно и условно – и от таких аппаратов я, например, могу получить удовольствие от прослушивания пусть от меньшего числа исполнителей и более коротких периодов – но могу! Везде можно найти свои вкусняшки! Всегда помните простое правило увлекающегося аудио меломана – плохих аппаратов нет – если нам что то не нравится сейчас в звучании – это позитивная информация, предвещающая нам впереди интереснейший путь познаний и открытий!
Из песни слов не выкинешь – лучше гор могут быть только горы на которых ещё не бывал!
2. Вторым пунктом назовём - Просто хороший или даже очень хороший цифровой звук. Придраться или почти не к чему или совсем не к чему и местами даже увлекательно и интересно. Эту категорию можно разбить на множество подкатегорий – но основа у них одна – это цифровой звук, как он есть и это ни хорошо ни плохо. Такие устройства более чем имеют право на жизнь и будут радовать владельца.
3. И на третьем месте по порядку, но на первом по звучанию - Аппараты играющие.
Увлекающие нас прослушиванием музыки, где на первый план выходят эмоции, передача эпохи записи того или иного альбома и естественность звучания всего - в едином целом – музыкального полотна.
С качественной записью и конечно интересным вам исполнителем. Насильно заставлять себя не надо ????
От звучания вернёмся к устройствам и обратимся к истории – как это происходило в моём случае, в моих терзаниях и муках выбора.
Если файлы то что?
Первоначальный вопрос для меня стоял в подключении – цифровом входе ЦАПа.
Дело было некоторое время назад. Тогда эти вопросы активно будоражили общественность и были мнения, более того – подтверждённые экспериментами на авторских ЦАПах, о том что Сетевое подключение к ЦАПУ по Ethernet кабелю лучше чем ЮСБ и да - это технически объяснимо, впрочем, в настоящее время USB интерфейс уже доработали (платы приёма в ЦАПАх).
Однако, есть стриминг и NASы и теоретически вопрос остаётся в какой то мере актуальным поэтому разберём Ethernet :
- Во первых реализация входа - сетевой платы – даже если она сама по себе лучше звучит то вариантов её воплощения в готовых аудиофильских моделях ЦАПов во много раз меньше а это наталкивает на подозрения – почему у известных производителей так? Конечно, может и не востребовано рынком а может есть и технические сложности влияющие на стабильность результатов качества звучания;
- Во вторых – какими должны быть источник файлов и программный плеер для такого подключения связки чтобы получить качественное звучание?
Тут меня начали посещать даже такие крамольные для трушного и безкомпромиссного Аудиофила мысли - может комбайн? То есть проигрыватель – транспорт файлов и ЦАП в одной коробочке!
Вариант устройства всё в одном – чтобы вход по Ethernet а внутри и путь сигнала грамотный и ПО нацелено на качество звучания – а главное и цап там внутри действительно стоящий – то есть аппарат не лайф стайл а для музыки….. на мой, причём, скорее меломанский, чем аудиофильский, взгляд - такое возможно да, но только в теории.
В реальности - я таких не нашёл тогда. Не буду это утверждать, возможно мне показалось, что у всех известных аудиокомпаний такие устройства стояли в линейке ниже чем просто интересные – нацеленные на максимальное качество воспроизведения цапы, которые были на тот момент с ЮСБ входом.
И ещё , просто для обзора рынка и примера моих мыслей при выборе.
Есть сейчас в ЦАПах и проигрывателях модный потоковый кодек MQA.
Несколько лет назад когда я выбирал первый ЦАП - не было, а сейчас я сознательно отказался от него при выборе второго ЦАПа для наушников из нескольких равноценных по стоимости вариантов. Был бы в придачу – не отказался бы. Но ради него жертвовать, например самим чипом и обвязкой не готов.
У лаборатории Архипова были ЦАПы с сетевыми платами на входе, но мнения об звучании самих аппаратов были не совсем однозначные – впрочем – за свои деньги там действительно очень интересные аппараты, но я нацеливался на несколько более универсальное звучание.
А если допустить на текущий момент или в будущем - что есть выбор из ЦАПов с входом под кабель Ethernet? В таком случае может сделать сетевой плеер - источник для ЦАПа своими руками?
Давайте поразмыслим.
Софта на ПК для вывода аудио по Ehternet (то есть сетевому соединению) с соблюдением своих пожеланий к организации Харда я пока не обнаружил. Возможно он уже есть и кто-нибудь порекомендует варианты. Возможно, в будущем ситуация изменится.
Есть у меня идея – если создать сервер на основе операционки Виндовс и одним из дисков – сделать диск на основе оперативной памяти и вот тогда…. Но боюсь мы упрёмся в ПО сетевого проигрывателя.. а именно сам плеер – в котором программно заложат все буферные задержки, чтобы работал без сбоев и не докучал простому пользователю непонятными проблемами.
Такие эксперименты и неудачный, с точки зрения качества звучания, опыт при проигрывании музыки с сервера например на телефоне через BubbleUPnP меня был.
Применительно к компьютеру - в Фубар 2000 мне не удалось найти теоретической возможности вывода аудио по Ethernet.
Эту идею мне пришлось отложить.
Итак отделив для себя мух от котлет – то есть ЦАП от файлового проигрывателя, мы подошли к моим мукам выбора такового.
Я искренне верил, что потратив N сумму – я смогу найти вариант.
Такие устройства как малина, шляпа, паровозики бигли и т.п. – мне не нравятся. Сам ARM и операционки для него + множество плееров – я уже стар для этого. А главное – знаю результат. Это будет ловля нюансов, та или иная подача в звучании но идеала не будет. Не знаю как это объяснить …. Там есть очень интересное звучание, но оно другое. В нём мне лично всегда чего то не хватало с точки зрения естественности относительно настроенного источника на х86 с хорошим питанием. Не просто стокового ПК! Но ведь и ARM не как есть были, а также подвинутые.
Впрочем, в мобильном аудио я для себя оставил дверь в продолжение экспериментов с ARM (могу ошибочно называть все подобные устройства как основанные на чипах данного производителя, но наверное сути это не изменит).
Что касается дизайна вышеперечисленного «зоопарка» ???? - можно поискать что то интересное в числе всяких сборок и комплектаций народных умельцев ( а ля готовые собранные ПК для аудио и даже стримеры с собственным ПО и в неплохих корпусах и за не дорого… https://www.dastereo.ru/t/purebone-strimer-s-spdif-aes-plata-ppy-s-reclocker-dlya-beaglebone-ant-bb/87814/1)
От дешёвого дол дорогого – варианты уже есть на любой вкус и кошелёк.
В настоящее время и возможно в будущем, если вы хотите сэкономить на начальном этапе – да есть смысл смотреть в сторону таких устройств но с оглядкой на сравнение их по стоимости конкретно для Вас (применительно к месту и времени покупки) с ПК на платформе Intel NUC.
ПРОМЫШЛЕННЫЕ АУДИО ТРАНСПОРТЫ (ИСТОЧНИКИ).
Возьмите себе для ориентира ценовой уровень и всегда сравнивайте его с ПК.
Например на момент написания – 2023 год, мини ПК на платформе Intel NUC стоят от 15 до 35 т.р. с нужным нам не мощным и не многоядерным (это во вред – об этом и других нюансах – в следующих «передачах») процессором. Плюс возможно без вентиляторный корпус за 20 – 30 докупить для полного фэншуя. Полностью собранный на ЛБП проигрыватель от PVD audio – порядка 150 т.р.
При рассмотрении к покупке готового устройства, оснащённого собственным ПО обращайте внимание на следующее:
- Компании могут прекращать своё существование. Особенно небольшие, причём меняется всё в современном мире очень быстро.
- Одно дело когда ты покупаешь вещь за разумные деньги и пользуешься всеми её функциями – а другое когда стремишься к лучшему и покупаешь по верху рынка какой -нибудь эксклюзив. Который во первых не используется по его возможностям и на 30 % , во вторых требует аналогичной обвязки, в третьих – ну очень быстро превращается в ту самую пресловутую тыкву.
- Если какой либо ЦАП к примеру может играть только рэд бук 16-44 лучше чем множество других хай рез или ДСД – а такие есть и это подтверждённый многими факт, то да, в него можно инвестировать свои сбережения.
В готовом – под ключ всё делающем аппарате Вы не проапгрейдите железо, а родное и неповторимое ПО в один прекрасный день может вдруг перестать обновляться – или выпустится новая прошивка – уже не подходящая под Ваше, ещё год назад бывшее свежим и актуальным, железо. Думаю многие к несчастью с таким в жизни сталкивались.
Но Sony мы любим! )))))))
Взяв ПК в качестве источника - вы можете и комплектующие заменить и по ПО есть вариации. И продать, чтобы обновиться, его всегда можно быстро (пусть и не по самой высокой цене).
Резюме?
Я не оставляю веры и надежды, что и сейчас есть готовые проигрыватели – источники, которые по большинству параметров, подчеркну – именно по большинству а не в чём то отдельном - переиграют ПК пусть и за более высокую стоимость. А в будущем, когда в данные аппараты выйдут из детского возраста – всё станет совсем хорошо – то есть недорого надёжно и вариативно.
И сейчас, возможно, уже не всё так и везде и во всём плохо конечно
Например по 2-м таким параметрам , можно посмотреть продукцию компании Мелко.
(https://melco-audio.com/products/
Также заслуживает внимания в качестве источника транспорт AURALiC
https://us.auralic.com/collections/all
Soundaware – может быть весьма экономически оправданным вариантом
https://ru.shenzhenaudio.com/collections/soundaware
Также обратите внимание на компанию Lumin – и транспорты и плееры там есть.
https://luminmusic.com/index.html
И напомню про Соноре, хоть это и кажущееся недорогим решение по сравнению с вышеупомянутыми но, если Вы не хотите возиться с ПК – а слушать музыку в удобстве и с комфортом – то вполне можете обрести покой с этими устройствами.
И конечно есть ещё компании с подобного типа, заслуживающими внимания устройствами, просто я не увлекался изучением всего и вся, а часть возможно и не доступна у нас.
Но …. Но – это не рекомендации. Все рассказанные мной недостатки готовых устройств такого типа никуда не исчезли, а лишь нивелированы в тех что интересно звучат.
И ради интереса – зайдите на сайты всех вышеуказанных. А заодно на сайт компании Sotm.
Она не имеет отношения к нашему сегодняшнему повествованию… просто для разнообразия и наглядности.
https://www.sotm-audio.com/sotmwp/english/products/
Ничего не смущает?
А теперь пройдитесь по сайтам компаний Корд, Найм, Кэмбридж, Макинтош, Крелл, Аудио Нот – нельзя не упомянуть…… да Емотива в конце концов. Задумайтесь о разнице. Где музыка?
Нет я не против специализации – наоборот за! Страдивари тем и известен. И в классическом аудио есть примеры фирм выпускающих очень ограниченный спектр аудио компонентов. Но немного разные вещи на мой взгляд, когда, например люди делают только акустические системы или головки звукоснимателей на протяжении десятилетий!
А другое – заменитель компьютера, потому что это модно и востребовано и под это, например, создаётся бизнес китайскими предпринимателями в США.
Нет я ни в коем случае не коррелирую звучание с моделью построения бизнеса, это просто наблюдения. А интересно и увлекательно звучать может даже то, от чего ты этого совершенно не ждёшь. Просто с возрастом, в прослушиваемых аппаратах, всё больше понимаешь фундаментальность самого внутреннего мира музыки, одухотворённость которой витает и воплощается в аппаратуре компаний которые посвятили себя аудио и звучанию, а не модным течениям и математике.
Есть решения и от более известных в широких аудио кругах фирм со своим неплохим ПО, которым можно доверять что они не бросят своего покупателя – Найм и Линн например. Здесь есть полный набор аудиокомпонентов для монобрендовой системы со своим, весьма интересным, характером звучания. Почему не остановил свой выбор здесь? Всё просто - это несколько дорого для меня и главное что не совсем мой идеал по звучанию именно в разрезе стоимость – путь к цели / на удовлетворённость результатом.
Что из всего многообразия выбрать Вам, какие средства потратить – это всё исключительно ваше конечное и никем не должно быть оспариваемое решение – даже самим собой! Только так можно слушать музыку и радовать себя иногда какими-нибудь новинками, а не заниматься постоянно неудовлетворённым перебором железок.
А я здесь просто для того чтобы поделиться опытом и информацией.
Отдельно упомяну все решения поддерживающие Рун.
Сам Рун - это с точки зрения интерфейса, удобства и качества пользования – безоговорочно лучшее ПО на текущее время.
Это даже не просто ПО а некоторая идеология идеальной аудио энтертаймент оболочки – то как должен быть построен процесс коммуникации пользователя с музыкальным контентом в современном мире. Это уже больше чем каталогизация исполнителей и альбомов и за этим будущее.
Не удивлюсь если в достаточно скором времени мы увидим внедрение искусственного интеллекта и полный переход от собственной цифровой фонотеки к стримингу именно в формате управления нашими желаниями посредством Рун, ну или другими …. управляющими нашими мыслями интерфейсами.
Но это будущее. Прекрасное или нет…. Вопрос. Здесь каждый решит сам для себя.
Собственное железо от Roon не является оптимальным для воспроизведения аудио. Это проверенный факт – в последующих статьях я разберу этот момент.
Но и их продукты и проигрыватели других компаний использующие Roon Core заслуживают внимания как Lifestyle системы именно за счёт программного обеспечения Roon.
Подведём небольшой под итог.
Специализированное встроенное ПО на проигрывателях (то есть – источниках, сетевых проигрывателях, устройствах с цапом всё в одном – в общем всём том, где производитель сам берёт на себя задачу сделать конфетку) - всё это коммерческие продукты, которые обязаны быть юзер фрэндли и работать без сбоев – это основное!
+ к этому – отбить затраты на исследования, разработку и производство, принести прибыль, позволяющую производству иметь запас прочности жизнеобеспечения.
+ затраты и прибыль, (ну если грубо посчитать) в 10 раз большие себестоимости, которые распределятся на доставку, рекламу, аренду того или иного – т.е. все накладные расходы
+ при этом быть в рамках условно разумной и конкурентоспособной цены.
А главное !!!!!! Вот сейчас внимание !!! – всё это перекладывается практически на штучное производство ! по сравнению с ценообразованием в гипер потоковом производстве персональных компьютеров !!!
Сейчас прикинули , сопоставили все эти моменты – да?
– всё это (всё – это не только производство а имеется ввиду полное позиционирование данных устройств на рынке ) значит что из таких готовых устройств не вытянуть максимального качества на условно теоретическую / для всех разную но в тоже время - и для всех в реальном мире живущих – разумную единицу стоимости (в аудио кстати это можно отнести ко всему – отсюда и есть такое понятие как кастом или как ранее называлось - апгрейт.
Вернёмся к стоимости - для всех ценовых уровней таких устройств – за что тогда такие деньги ????
Правильно – за комфорт и удобство пользования, если это нужно – то да, такие источники-проигрыватели правильный выбор. Лайфстайл и / или готовое супер решение – это замечательно , но в контексте сегодняшнего повествования - разговор не про них ведётся.
А если мы рассматриваем вопрос с точки зрения стремления к максимально качественному воспроизведению аудио то здесь получается:
- очень дорого за топовые модели известных аудио брендов.
- очень очень очень дорого за модели топовых аудиобрендов
- специфичные и также очень дорогие устройства единичных узкоспециализированных и пока без истории, компаний.
Поэтому найти альтернативу воспроизведению цифрового аудио через ПК и ЦАП с ЮСБ входом, исходя из упора на достижение максимального качества / удобства пользования / разумности (адекватности аудиорезультату а не инвестированию в технологии) вложения денежных средств – на текущий момент, на мой взгляд, проблематично.
Итог данной части.
Вариантов множество. Выбор всегда за вами! Недорогих и дорогих, удобных в использовании, думающих за вас и предоставляющих все возможности устройств – уже предостаточно на рынке!
Среди них есть и весьма и даже чудесно и замечательно играющие аппараты, которые однозначно будут радовать!
И многие из них меня тоже более чем устроили бы – слушал музыку и наслаждался бы!
Поэтому то, что здесь описано – это мой выбор – путь и поиск к воспроизведению максимально интересного и вовлекающего звучания музыки в цифровых носителях. Физических СД переведённых в файлы и альбомов изначально распространяемых в файлах.
То есть, сейчас, на текущий момент, когда цифровой источник – это одно целое, которому подали файл и он вам выдал аналоговый сигнал ( если кто то не уследил за мыслью – сюда же входят и активные аккустические системы) – на мой взгляд, такие устройства текущего времени – это удобный и хорошо звучащий лайфстайл, позволяющие слушать музыку в очень хорошем качестве и с комфортом. Откровений от ваших любимых исполнителей и композиций – вы не услышите. Вау эффект – да, будет.
А то, что хотел сказать музыкант своим творением, что хотел донести – нет. Впрочем ,это совсем отдельная тема для грустного разговора. Сколько таких музыкантов сейчас в мире, кто способен записать композицию целиком. Исполнив её за раз и передав все эмоции и настроение, а не сессионно по кусочкам слепив . Отдельная тема, всё не так просто. И даже у Великих не всегда и не всё на студийных записях и на концертах звучит от сердца и с полным погружением.
Вернёмся в осязаемый мир техники и построению системы из раздельных компонентов, более направленной на качественное воспроизведение музыки, чем дружелюбное отношение к занимаемому ими пространству и среде обитания человека ????
После транспорта - ЦАПы. Как отдельные аудио устройства и отдельные качественные аудио компоненты в системе - уже прошли путь становления и большинство детских болезней и с ними всё более-менее понятно, от какой технологии преобразования какого звучания ждать и что Вам ближе по исполнительному искусству на определённый жизненный отрезок времени – это важное уточнение! То есть – здесь мы можем принять за аксиому, что на ЦАП можно потратиться – сделать инвестиции в качественную, проверенную, надёжную технологически вещь!
А вот от источника на мой взгляд, в текущем времени, желательно постараться получить максимальное качество звучания с минимальными денежными вложениями. А в будущем, отталкиваясь от этого уровня звучания,– найти и перейти на удобный в использовании и разумно оценённый коммерческий продукт.
Кстати - в своей системе, я могу уверенно назвать ПК неким эталоном качественного воспроизведения (но не удобства пользования), но уверен, что при желании я довёл бы и ARM к такому уровню. А при наличии средств, которые можно без сожаления потратить - какой-нибудь промышленный аудиотранспорт, наверное при этом всё таки поигравшись с обвязкой – здесь уже и качество и удобство.
Всё. Первая часть по железу закончена. Она была изыскательная. Во второй части рассмотрим уже предметную конкретику этого самого харда на основе ПК и примере построения в моей системе.
Творческих Вам успехов! И до новых встреч!
Alp-in Project
(использование материала без письменного разрешения автора не допускается)