Статьи

7.3. Аудио кабели ⏭▶⏮ Электричество - от дистрибьютера к аппарату

Если образно представить – то можно сказать, что аппарат им питается, перерабатывает и каков аппарат с кабельной обвязкой – таков и выход. Ну то есть результат – созданная из переработанного электричества музыка!

На последнем этапе, в динамиках, оно (электричество) превращается в физический процесс – движение воздушных масс. Которые услаждают наши уши и обогащают впечатлениями мыслительный процесс.
И если гиперобразно представить теперь всё это с другой стороны – то, электроэнергия из розетки и есть то самое воплощение музыки, которую мы слушаем и энергетически подпитываемся ей!
 
Электропитание – самая важная составляющая аудиосистемы. Особенно в современных зашумлённых городах и вопрос кабельной обвязки системы  по практике наиболее эффективно начинать именно с электрических проводов.


Нет это не значит, что остальные не влияют и наоборот – знаю людей с хорошей кабельной обвязкой и чёрными электрическими – и сам получал удовольствие от звучания при таком включении (вместо дорогих и правильных).  Надо было подключить для проверки перед продажей усилители мощности, под рукой оказались чёрные электрические и акустические - шнурки комплект от автомобильных динамиков - и оно играло очень увлекательно! Но не волшебно – вся бывшая ранее в системе временная гармония и тональная сбалансированность были порушены. Но – относительно отстроенной другими кабелями и в акустическом оформлении системы находящёйся в конкретной комнате,  а не просто в вакууме звучания проводов А и Б.

Кто то скажет что аккустические кабели первостепеннее -  они окажут большее звучание на звук.  Да, в каких-то системах – очень может быть, но цена акустических кабелей всегда будет выше силовых и межблочных. А это повод задуматься о более грамотном распределении финансов во времени.

А в каких то трактах и межблочник может дать максимальный прирост.

Но в базе – по среднестатистической аудио системе – начинать именно с силовых кабелей, на мой взгляд и опыт – самое эффективное вложение средств на пророст в звучании.   При этом, отмечу – и для тех кто не верит в кабели и для тех кто в них знает толк – стандартные, комплектные чёрные шнурки могут оказаться самым тонально сбалансированным и натуральным комплектом для вашего аппарата, по сравнению с тем , будущим, когда вы начнёте страстно перебирать и подбирать разнообразие цветных красавцев разных производителей и ценовых категорий!
 
Итак, про силовые электрические аудиокабели.
Если не хотите слушать музыку длительное время, набирая опыт прослушивания музыки и значимых её составляющих, с комплектными чёрными кабелями – возьмите за основу  3 пути.


Первый путь: - сразу проверенные фирменные по обзорам или отзывам. Но дорого так как по умолчанию – это линейки топ или предтоп! Да, конечно есть чудные кабели и из более бюджетных серий и масса авторских вариантов. Всё хорошо для экспериментов и набирания собственного багажа знаний.
Повторюсь – хотите вариант поставил и забыл – это верхние линейки известных производителей. И тут надо подходить к вопросу или с пониманием или со свободными, не последними, деньгами.
Если вы пошли по первому пути – к исключению или финалу развлечений с кабелями, то стоимостную составляющую каждого кабеля можно оценить как равную стоимости одного компонента вашей аудио системы. В средне ценовом сегменте + - 3000 - 10000 евро-долларов за компонент.
При условии соотношения цен в ритейле и кабелей и аудио аппаратуры!
Это важный нюанс – многие кабели (кроме культовых) дешевеют гораздо значительнее и быстрее аудио компонентов. Кроме того изначальная ритейл цена значительно завышена относительно себестоимости в сравнении с себестоимостью аудио аппаратуры. Именно по этой причине я выравниваю стоимости кабель = компонент по ритейлу. Так как найти даже новый (почти новый / в хорошем состоянии) кабель по цене в несколько раз дешевле ритейла можно. Не всегда и не все – но можно!
Если система бюджетнее (+- 500 – 1500 евро-долларов)– хороший кабель (действительно хороший) скорее не навредит и не испортит. Но не стоит ставить телегу впереди лошади, если, конечно, вам этот кабель не достался по цене начальных линеек.

Почему я считаю, что маслом то есть хорошим кабелем кашу – аудио, не испортишь.
Качество кабеля определяется без относительности к системе и АЧХ комнаты прослушивания. Хороший = всегда хороший. Он не предназначен исправлять плохую аппаратуру и неправильную АЧХ комнаты прослушивания.
Да я максималист! И на мой взгляд – здесь в аудио – это единственный способ не заблудиться и не уйти в дебри лечения кривизны одной КРИВОЙ АЧХ – кривизной другой КРИВОЙ АЧХ. Получая в результате - тут звучит, а тут не звучит, вместо понимания изначального – приближенного, нет - не к правильному (такого не существует ) а к сбалансированному  звучанию! Которое позволяет слушать музыку а не звуки аппарата и кабелей!
 
А теперь про исключения. Конечно, напомню – исключения применительные также именно к хорошим кабелям!
Может быть не совместимость по сигнатуре звучания системы в определённой комнате или избыточность самого кабеля к данной системе. Равно как и требование одного «строптивого» кабеля к пересмотру построения всей остальной обвязки АЧХ комнаты и смены отдельных компонентов системы.
Как пример - варианты построения систем в одном видение, а привнесение в них компонента из другой системы координат, как по формированию звучания так и по стоимостному уровню, требует принятия решения – продолжать двигаться или оставаться в своей системе координат по звучанию и уровню стоимости компонентов (что тоже есть движение к своему видению), или идти выше или в параллель.


При этом нужно отдавать себе отчёт в том что завести может не туда куда нам хочется или банально не хватит средств.
О том «как слышим музыку» и куда движемся – ролик на канале есть. Рекомендую. Полезно, чтобы иногда себя останавливать от лишних, ненужных и даже вредных шагов на пути построения желаемого образа звучания. 
 
 
Второй путь: - разнообразные варианты начального или среднего сегмента, с пониманием – это эквалайзеры. Нельзя от них отталкиваться в построении сбалансированной системы. Ими можно развлекаться!
И я ни в коем случае не отговариваю от этого варианта – через него очень увлекательно можно и даже нужно пройти. Повторюсь – проходить нужно только с пониманием! А не рвать на себе майку на разных форумах, что кабель Х лучше кабеля У по всем параметрам, для всех слушателей и во всех системах и не забываем – да – в жилых комнатах прослушивания с их собственной АЧХ!
Здесь есть под опция – если рассматривать вкупе кабельную обвязку (не только героев этого ролика – силовые кабели) то для начала пути в кабелях можно поставить на полный сет одного из известных производителей.
Например Инакустик, Чернов, Аудиоквэст, Квэд – кого найдёте комплектом именно из наиболее распространённых марок. Будет Кондо, НБС, Пурист, Шуньята  или Кубала с Сосной – тоже сойдут )))))))))     
Вам только нужно для себя более-менее понимать – на что и какую сумму вы готовы потратить и очень желательно услышать этот сет в своей системе на предмет сбалансированности. Есть и ложка дёгтя – продавать вам этот сет придётся с большой вероятностью потом также целиком. Менять в нём что-то – плохая затея. Для этого нужно иметь тот опыт прослушивания, чтобы не сравнивать звучание кабелей и изменения от их смены, а знать или понимать / представлять ту конечную цель – то звучание, которое привнесёт МУЗЫКУ в вашу жизнь!
И идти выше по линейке любого из производителей (чей начальный комплект вы выбрали), если у вас не одна из монобрендовых английских систем и вы изначально не вкладываетесь в кабели Кондо….. ну очень много вероятности, что не получится. Проверено. На себе! И друзьях!
Кстати, заодно немного практического опыта. Кондо подходит к Аудионоту, Еару, (но и не только к ним, конечно). Линн – к Лину. Найм – к Найму. Например, рекомендованная Наймом длина акустических кабелей в 4 метра обоснована их схемотехникой выходов на аккустические системы). Вернёмся к силовым.
 
Третий путь: - самому собрать кабели из проводов на отрез – большого сечения, с хорошей медью и снабдить их нормальными разъёмами. Это будет вариант улучшенного комплектного кабеля. Почему большого сечения – воспринимайте кабель как помощника конденсаторам,  по питанию в вашем аппарате.  Длина – от 1.5 метров. Нет не потому, что на коротком кабеле вы не услышите его и только на достаточной длине проявятся все волшебные свойства дорогого электрического (подчеркну – электрического) соединителя - нет, просто дополнительная длина – это как и выделенка, дополнительная основа для фильтрации и избежания просадок по питанию.
Небольшой лайфхак – если у вас нет земли – в вашем самодельном кабеле заведите земляную жилу второй на фазу. (только не перепутайте – не дренажную и не оплётку, а именно 3-й провод в кабеле. На фазу.
Аккуратно только. В спешке и эйфории можно с одного конца на фазу а с другого на нейтраль.  Или на земляной контакт  по ошибке загнать. Бдительность – лучший друг электрика! )))))) )
 
В процессе экспериментов, по моему опыту, на мощники лучше первой пробовать моножилу. Даже на лампу, нормальную лампу,  – это не будет медленно или вяло.
Прада на 300В (в том числе и на вполне хороших усилителях) я бы наверное больше на многожилку смотрел бы. Так как эта лампа изначально под голосовой диапазон была разработана – прорисовка  и структуризация от многожильного кабеля верхов и низов ей вероятно ( в большинстве систем ) пойдёт на пользу.
И конечно, если у вас мягкое и тёплое звучание ламповой техники, в том числе и на некоторых лампах и даже транзисторах с глубокой отрицательной обратной связью да ещё и комната переглушена - никакой моножилы! И серебро правильное – во вред! А вот неправильное может на пользу! Но это не точно – нужно слушать систему и понимать всю картинку в целом.
Для источников и всякой слаботочной аудиотехники – наоборот эффективнее начинать пробы с многожильных кабелей. Да, кто-то скажет – необязательно.
Первый мой опыт и вау эффект тоже был, как ни странно, на моножильном фирменном (не самодельном) и даже относящимся к уровню уже приличных кабелей. Более того – в сравнении со сделанным в Германии клоном одного очень популярного многожильного – моножила выигрывала в совокупности свойств. Но повторюсь – сейчас основываясь на более обширном опыте я всё-таки порекомендую начинать с многожильных электрических кабелей на источники. Правда при их самостоятельном изготовлении нужно уделять особой внимание отсутствию незафиксированных оголённых проводов в связке. То есть – закреплению, распайке, зажиму и т. п.
 
Ещё немного про ложки вилки. Вообще про металлы – особенно на коннекторах давайте я сделаю отдельное видео. Там есть о чём поговорить. Одно скажу только сейчас применительно к силовым, за редким исключением, отдайте предпочтение позолоченным контактам. Родий (в основе к звучанию) — это компромисс и увод в сторону. Платина – палладий – ответственно, есть нюансы. Серебро – может стать спасением для звонких систем, но только если его не трогать в розетке – воткнул и забыл. Иначе наоборот – звенящий кошмар вам обеспечен. Да и розетка должна быть серебро или позолота.
Ну вы поняли – нюанс на нюансе и нюансом погоняет, простой жизнь увлечённого любителя музыки не бывает))))))))))
 
Здесь третий путь собственноручного изготовления завершаем и переходим к общим дополнительным важностям.
 
Включайте минимум кабелей в дистрибьютор / ненужное – вынимайте.
Все сопутствующие устройства – лампочку над вертушкой, компьютер источник, вертушку – в отдельную розетку! Да да – попробуйте! Вместо того чтобы включать в один с аппаратом дистрибьютор – воткните проигрыватель винила в обычную розетку. Уверен услышите разницу. Как будто музыкантам легче дышать стало. Не услышали? Если у вас нет фирменного стабилизатора (производитель не делает) попробуйте сторонний – вот тогда точно услышите. Но о стабилизаторах, регенераторах, фильтрах, БРГ и тому подобном – тоже в отдельном ролике.
Не перестану повторять – одно улучшение или изменение можно не услышать – согласен! Когда их по мелочи наберётся 5 / 10 а то и 20 – как дедушка Ленин про веник говорил – вместе они сила! А в нашем увлечение пренебрегание ими = ухудшение звучания.
 
Двигаемся от розетки к аппарату по кабелю. Помните –  электрические кабели не желательно проводить вдоль других кабелей – лучше не отдалении и перпендикулярно.
Не перегибаем. Особенно моножилу. И после каждых изгибов кабель от 5-ти минут до 2-х часов (по моей практике) восстанавливает тональность и пространственность звучания. Равно как и вынут – вставлен = первые 5 – 30 минут на восстановление! (для позолоты, может другие металлы по другому, практики нет)
Если у вас родной вмонтированный чёрный тонкий кабель – не завязывайте его в связку.
Любой кабель, в любой системе – будет влиять на общее звучание. Слышно его одного или нет и насколько ясно слышно – вопрос к вашему опыту прослушивания и к каждой отдельной системе. При этом не факт что в бюджетной не слышно, а в оснащённой хорошей кабельной обвязкой ну прямо сразу всё поломалось. Про бюджетную аппаратуру моей молодости  и время собственной мало-опытности я рассказал в ролике – всё было слышно.
А про замену в устоявшейся системе с вполне приличной кабельной обвязкой одного межблочника на шнурок за 10 долларов было в ролике – «кабели в аудио. Зачем?», посмотрите на канале.  
 
Если у вас фирменный покупной кабель – то разрезать его вы вряд ли будете, да и не надо )))) Но если вдруг вы хотите сделать что то самостоятельно – попробуйте поэксперементировать с разнесением жил друг от друга. И сведением. Переплетением. Как это повлияет на звучание конкретно в вашей системе? Не забывайте только давать проводам успокоиться и приработаться после изменения их геометрии.
И в целом - только аккуратно – всё таки 220 вольт… это опасно.

Смотрим на строку выше и пробуем - Изолируйте земляной контакт на входе (инлет) в аппарате. Это уберёт подобие антенны и ловлю шумов на неё. Или по крайней мере в розетках – развяжите земляную петлю между аппаратами. Подробнее в видео ролике.
Мы обсудим ещё это в ролике про фильтры, а сейчас просто анонсирую – даже если у вас в доме есть хорошая земля (не отдельная медным штырём в землю по всем правилам!) а ТН – в лучшем случае проведённая не до щитка в подъезде, а до трансформатора – всё равно -          попробуйте отключить, послушать.
Земля — это не канализация – по ней помехи не сливаются а приходят в аппарат. Земля служит для безопасности. Но многие же не думают заземлена ли у них ванна от стиральной машинки? А если пробой? А УЗО стоит?  

Если вас подёргивает током от аппарата, и он исправен!? (ну мало ли там проблемы и его срочно в ремонт надо). Если исправен -  то скорее всего это статика. Оденьте хлопковую одежду и увлажните воздух в комнате – всё пройдёт.
 
И вернувшись к контакту заземления на инлете – даже с учётом того что у меня в доме нет земли, даже с учётом того что когда то давно я уже получил бонус – отогнув земляные контакты на розетках и тем самым разорвав земляные петли на аппаратах.
Позже, как первый эксперимент, заизолировав на входе в предусилителе земляной контакт – я получил большую прозрачность, чистоту и глубину прорисовки звучания. Умножьте эффект на несколько блоков аудио в системе = меня порадовало.
 
Первый заход в силовые аудио кабели сделали.
Уверен, продолжения последуют!
 
Видео версия:
https://youtu.be/hjV77K_jwl8
dzen.ru/video/watch/65fb3bd8d7c7181cff9fd249
 
страницы проекта в ДЗЕНе, Boosty, VK или Telegram
https://dzen.ru/802280?share_to=link
https://boosty.to/alp-inproject/donate
https://vk.com/public212439699
https://t.me/AlpinProject
 
Творческих Вам успехов! И до новых встреч!
 
Alp-in Project
(использование материала без письменного разрешения автора не допускается)